Главная
Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствуем Вас Гость | RSS

МБДОУ № 52
г.Полысаево, Кемеровской обл.
Медвежонок



Вторник, 19.03.2024, 07:11



Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 3791
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мониторинг доступности дополнительных образовательных программ
(для родителей)
Единый портал государственных услуг

Развитие фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. 


Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.


1. Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность : 

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. 
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) 
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. 
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. 

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

4. Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. 
Примеры:

Хвост с узорами, 
сапоги со шторами. 
Тили-бом! Тили-бом! 
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад, 
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану, 
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме: 
Там ползёт зелёный лук 
С длинными усами.

Божья коробка, 
полети на небо, 
Принеси мне хлеба.

5. Звуки по кругу.
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

6. Начало, середина, конец.
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Упражнения для развития речи

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

 Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

 

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1. 

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?" 

железо - 
бумага - 
дерево - 
снег - 
пух - 
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит, 
Ножки длинные тащит, 
Случай не упустит - 
Сядет и укусит.
(Комар)

Круглый, полосатый, 
С огорода взятый. 
Сахарный и алый стал - 
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий 
Храбрый, звонкий, смелый, отважный 
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий 
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.


Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.


Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.


Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Коронавирус
COVID-19
Грипп и ОРВИ
300 лет Кузбасс
#закуZбасс
#заРодину
ВОВ
Год памяти и славы
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
ФГОС ДО
Кузбасская дошкольная лига спорта
Концепция математического образования
Финансовая грамотность
Сохраним лес
30 лет
ДЕТСКОМУ САДУ

МБДОУ  № 52
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права МБДОУ "Детский сад № 52".
Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете)
или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя. © 2018


uCoz ©