|
Меню сайта
Наш опрос
Форма входа
Статистика Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Информационные сайты
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование" Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерство образования и науки Кемеровской области Единый информационный образовательный портал Кузбасса Сайт ИРОК Научно - методический центр города Кемерово МБОУ "ИМЦ" Полысаевского городского округа Мониторинг доступности дополнительных образовательных программ
(для родителей) Архив новостей
|
Условия для музыкального развития ребенка в семьеМузыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень
музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической
музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в
доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители,
понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка,
стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены
музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как
родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как
к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную
«легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности
для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие,
исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В
семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно
находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и
ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности,
формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему
желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись,
магнитофонная запись). Среди видов исполнительства наиболее доступны
пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий
способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует
профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты -
игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре
на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети
будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для
забавы. Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы. Таким образом, в семье дети получают реальное
музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное»
музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные
способности, формировать основы музыкальной культуры. Задачи музыкального воспитания детей в семье. Обучая ребенка музыке, родители ставят
различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным
профессиям. Однако основными за-дачами музыкального воспитания детей в семье
можно назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно: · обогатить духовный мир ребенка музыкальными
впечатлениями, вызвать инте-рес к музыке, передать традиции своего народа,
сформировать основы музы-кальной культуры; · развить музыкальные и творческие способности
в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие,
испольнительство, творчество, музы-кально-образовательная, деятельность); · способствовать общему развитию детей
средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в
дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального
обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности.
Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать
детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с
ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними
музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые
ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи,
ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей д детей,
формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и
классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких
слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком,
эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если
ребенок слышит народ-ные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается»
народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку
важно про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее
восприятия, раз-личить смену настроений, прислушаться к звучанию разных
музыкальных инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную
музыку, как «взрос-лую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта. Методы обучения в семье Основные педагогические методы (наглядный,
словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании. Наглядно-слуховой метод - основной метод
музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только
развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно,
привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах
музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на
непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой
деятельности). Наглядно-зрительный метод в семейном
воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми
используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации,
качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям
книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка,
народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта,
одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению
звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве. Словесный метод также очень важен. Краткие
беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее
восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может
обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как
нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала
виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как
грустно звучит мелодия). Практический метод (обучение игре на
музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет
ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и
творчества. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении. Формы организации музыкальной
деятельности детей в семье Музыка в семье может использоваться как в виде
занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение,
самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой
деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна
- это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на
музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой). К менее активным формам руководства взрослого
относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам,
самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту
деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать
мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку,
уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности
- слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми,
рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка
звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не
сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных
впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется
использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к
интонациям различной по стилям музыки. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности. |
Коронавирус
COVID-19 Грипп и ОРВИ Поиск
Друзья сайта
30 лет
ДЕТСКОМУ САДУ Азбука ПДД
|